В ТПУ обсудили, каким должен быть умный кампус

| 749

В Томском политехе завершилась Международная научно-практическая конференция Future of Human Smart Cities in Europe and Central Asia: challenges and opportunities («Будущее умных городов в Европе и Средней Азии: проблемы и перспективы»). Одним из мероприятий конференции стал экспертный круглый стол «Умный университетский кампус».

Эксперты из ТПУ, ИТМО, МГСУ, НГУ, ПГНИУ поделились кейсами по развитию и изменению университетских кампусов в разных регионах России, обсудили, с какими проблемами сталкиваются вузы в этом направлении, чего хотят сами студенты.

«Любой кампус — это микрогород, микромир со своими жителями, законами, очень специфической публикой, которая не живет там всю жизнь, а приезжает и уезжает. И что же такое умный кампус? Это набор каких-то сервисов, доступных для каждого, то, что будет контролировать каждый шаг студента с первого до последнего курса, или это набор удобных, высокоинтеллектуальных вещей, которые помогают студенту, предопределяют его судьбу, смогут что-то посоветовать, может быть, сменить режим питания или обратить внимание на то, что он уже три раза пропустил пару. Фантазии тут могут быть безграничными», — сказал, открывая дискуссию, проректор ТПУ по цифровизации Александр Фадеев.

Руководитель проектов АО «ИТМО ХАЙПАРК» Михаил Мастин рассказал о концептуальном подходе к созданию «умного/цифрового» кампуса в Санкт-Петербурге.

По его словам, проект «ИТМО Хайпарк», по сути, является вторым кампусом ИТМО. Это центр образования, высоких технологий и инноваций.

«При этом главный вектор — это ориентация на человека. «ИТМО Хайпарк» — это инновационный центр нового поколения, ориентированный на комплексное развитие научно-образовательной, высокотехнологичной, социальной и жилой инфраструктуры. Результатом проекта станет интеграция образовательной, научной, инновационной и производственной составляющих, единая платформа поддержки инновационного цикла для коммерциализации научных разработок. При внедрении не отдельных цифровых технологий, а единых цифровых платформ достигается максимальная добавленная стоимость, максимальный экономический эффект и максимальный экспортный потенциал», — сказал эксперт.

О результатах исследования трансформации архитектурной среды кампусов на примере зарубежных и российских кейсов рассказал доцент кафедры архитектуры МГСУ Алексей Попов.

Исследователи изучили более 400 объектов в университетах разного уровня практически во всех регионах России и более 80 объектов в зарубежных вузах. В университетах других стран выбирались наиболее интересные примеры, чтобы понять, с чем приходится конкурировать российским вузам на мировой арене.

«Отечественный опыт показывает, что основная масса общежитий приходится на две типовые серии. Около 80 % жилых комнат рассчитаны на проживание трех человек. Однако проектировались они в советские годы всего под три функции: сон, отдых и хранение вещей. Фактически же в комнатах общежитий часто реализуется гораздо больше функций, включая приготовление пищи, подготовку домашних заданий и другие, не предусмотренные исходным проектом и не учтенные в норме площади.

Что касается учебных корпусов, лекционные аудитории в российских и зарубежных вузах похожи. Однако есть и отличия: больше общественных пространств, имеются кабинеты преподавателей для личных консультаций, индивидуальной работы», — рассказал Алексей Попов.

Наиболее сильные отличия, по мнению эксперта, приходятся именно на кампус в целом. В России преобладают университетские кампусы, рассредоточенные по городу, а за рубежом — компактные. В российских вузах хуже развиты общественные пространства, меньше малых архитектурных форм, предприятий торговли и питания.

«В европейских вузах, как правило, на улице и внутри корпусов вуза создано пространство свободы, насыщенное малыми архитектурными формами, местами для еды, работы, учебы. Определенные точки роста у нас, конечно, есть. Мы движемся в правильном направлении, хотелось бы развивать и тиражировать успешные кейсы, чтобы быть конкурентоспособными на мировом уровне», — подчеркнул эксперт, приведя в числе удачных кейсов новое общежитие, комплексный ремонт и санацию в студгородке ТПУ.

Еще одной темой для обсуждения стала психологическая составляющая умного кампуса. Об этом говорили заведующая кафедрой психологии развития, директор Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ Светлана Жданова и доцент кафедры психологии развития ПГНИУ Любава Пузырева.

«В контексте обсуждения реновации кампусов мы часто слышим о концепции умного кампуса. Когда мы о нем говорим, думаем о технологических новшествах в обучении, цифровизации пространства, роботизированных технологиях. А в психологическом плане умный кампус — это создание и обеспечение психологобезопасной среды для студентов, преподавателей и сотрудников. И главные слова здесь: комфорт, удобство и безопасность. Это очень важно, так как у обучающихся могут быть определенные проблемы с психическим здоровьем. Например, по итогам недавно прошедшей у нас конференции, посвященной проблемам психического здоровья, было отмечено, что только 20-30 % обучающихся можно отнести к норме. Важно понимать, что студенчество — это время, когда особенности психики могут усугубляться и активизироваться. И каким должен быть кампус в этом случае? Необходимы зоны для общения, обеспечения взаимодействия между преподавателями и студентами, студентами между собой. В общежитиях должно быть комфортно жить и учиться», — считают эксперты.

Политехники рассказали об идеях, поданных на конкурс «Умный университетский кампус ТПУ: будущее сегодня». Конкурс еще не завершен, сейчас формируется и структурируется банк проектов. Однако несколько траекторий развития умного кампуса уже удалось обозначить.

«Это кампус, управляемый данными, компактный, максимально интегрированный в структуру города кампус и устойчивый кампус. По всем траекториям получен отклик. И это не просто анализ идей и предложений, возникших здесь и сейчас. Мы хотим создать банк решений умного кампуса, определить реперные точки, продумать более основательную работу с конкретными людьми», — пояснила профессор отделения социально-гуманитарных наук ШПИБ ТПУ Наталия Колодий.

Поделились своим мнением о кампусе и сотрудники и студенты ТПУ. Они рассказали о ряде проблем, например, о дефиците пространств для творчества, учебы, коммуникаций, разрозненной цифровой среде, недоступности услуг, сервисов, оборудования, помещений различного назначения, о необходимости улучшения условий проживания в общежитиях.

«На конференции удалось создать площадку для дискуссии и комплексного междисциплинарного рассмотрения «умного города», была представлена целая палитра способов, форм, инструментов со-создания и реализации моделей Human Smart Сity в городах Италии, Швейцарии, Португалии, РФ, Республики Казахстан, Кыргызской Республики. Такая междисциплинарность является ответом на глобальные социально-экономические вызовы, требующие выхода за рамки традиционной номенклатуры областей знания. Межотраслевой характер «умной» специализации предполагает выработку приоритетов, по-новому соединяющих инженерные, архитектурно-художественные и социально-управленческие компетенции», — говорит руководитель проекта Co-creation of EU Human Smart Cities (CoHuSC), доцент отделения социально-гуманитарных наук ШПИБ ТПУ Наталья Гончарова.

Справка:

Конференция проходила в рамках проекта «Европейские практики совместного создания человеко-ориентированных умных городов / Co-creation of EU Human Smart Cities (CoHuSC)» (при поддержке программы Европейского Союза Erasmus+ Jean Monnet, № 600426-EPP-1-2018-1-RU-EPPJMO-PROJECT) в ТПУ.